Привесы на иконах С первых веков после принятия христианства на Руси распространилась традиция приносить и вешать на почитаемую икону небольшие материальные дары — обетные «привесы» или «приклады». Это могли быть маленькие иконки, иногда писаные, иногда резные , нательные и наперсные кресты, панагии (нагрудные украшения епископов). Но чаще всего роль дара играли украшения, изделия из дорогих металлов и камней: кольца, серьги, ожерелья, гривны, монеты. Их закрепляли на самой иконе или рядом с ней на цепочках или специальных прутах . Почитаемые иконы обрастали дарами, которые могли закрывать их довольно плотно. Так, новгородская икона Богоматери Знамение (XII в.), образ-палладиум (хранитель) города, в XVII в., по описаниям, была украшена двумя серебряными и золотыми панагиями, цепью, двумя парами рясен (подвесок к женскому головному убору), тремя перстнями, золотыми монетами, 126 крестами, панагиями «на аспидех и на раковинех на ентарех», двумя жемчужными убрусами, 19 серебряными гривнами, 47 серьгами, 8 серебряными цепочками и прочими дарами. Судя по некоторым средневековым текстам, привесы могли красть — не только с тем, чтобы банально поживиться, но и для того, чтобы получить предмет, напитавшийся благодатью чудотворной иконы. Такие вещи использовали как брандеа — контактные реликвии. Исповедные вопросники XIV–XVII вв., составленные для священников, рекомендовали интересоваться у прихожанина, не уносил ли он или она из храма кресты и другие вотивные дары, чтобы творить «наузы», то есть обереги: «А крест или иконы или очи в святых изымал еси на которыя потребы или наузы?» . С той же целью прихожане могли отламывать кусочки и от самих икон — Сигизмунд Герберштейн, дипломат и историк из Священной Римской империи, в своих «Записках о Московии» (1549) писал, что епископскому суду на Руси, вместе с содомитами и осквернителями могил, подлежали те, «кто в целях чародейства отламывает кусочки от образов святых или от распятия». Вотивы, привешенные к греческой иконе Успения Богородицы. Отрывок из книги Михаила Майзульса, Сергея Зотова и Дмитрия Антонова «Восковые ноги и железные глаза. Вотивные практики от Средневековья до наших дней». Купить: https://slovobooks.ru/catalog/voskovye_nogi_i_zheleznye_glaza_votivnye_praktiki_ot_srednevekovya_do_nashikh_dney/

Теги других блогов: религия традиции иконы